После того, как в начале апреля на заседании общественного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Бийского района рассмотрели вопрос  о работе по взысканию задолженности, накопленной, согласно тарифам, за потребленные коммунальные услуги  клиентами ООО «ЖКХ Светлоозерское», много произошло перемен в этом сельском поселении. Правда, совсем не того плана, на которые рассчитывали поставщики тепла и воды в дома местных жителей.


Растущие долги

Как сообщила заместитель начальника Управления по ЖКХ Администрации Бийского района Ольга Петрова, еще больше вырос, с учетом пени за просрочку, долг за тепло. Составлявший и в ту пору только по восьми многоквартирным домам, где проживают 88 семей, почти 2 400 000 рублей, теперь он уже перевалил за два с половиной миллиона. И вдвое больше прежнего ожидают получить коммунальщики от потребителей обыкновенной, не подогретой вовсе воды. В том числе и тех, кто, забыв про долг, активно начал полив своих собственных огородов той самой водой, за которую не желает платить согласно существующим расценкам и показаниям счетчика. Впрочем, приборы учета, установленные здесь практически в каждой квартире, по словам главы Светлоозерского сельского совета Петра Ямшанова, не всегда отображают реальную картину расходования этого ресурса.

Мимо счётчика

Например, возьмем традиционную русскую баню, какие имеются во многих дворах. Топят ее всякий раз для своей семьи, а вот наполняют баки для кипятка и холодной воды, минуя домашний счетчик. Для чего наведываются на ближайшую к ним общественную водоразборную колонку. Но если с осени до весны с ее началом садово-огородных посадок только эта лазейка, позволяющая держать нетронутым домашний водопроводный кран, да еще, разве что, наполнение чайника, несли ущерб подателям воды, то теперь грядки впитывают несравнимо больше не оплачиваемого никем ресурса. Того самого, что ежеминутно требует от его поставщиков расходования немалых средств на содержание обслуживающего персонала, работу электрических насосов, содержание сетей и ремонт износившейся материальной базы. Так было прежде. Так оказалось и теперь. Только с переменами, также не вызывающими положительных эмоций. В том числе не только у пользователей дармовой водой, но и тех, кто честно платит по счетам. С наступлением жарких дней, когда полив требует все больше воды, уже не всем удавалось вернуться к себе от водоразборной колонки с полными ведрами. Напор струи в них истончился, выдохнувшись на предыдущей улице. А дальше и совсем иссяк. Не оказались исключением и водопроводные краны в благоустроенном жилье.

Пересохшие краны

Все наверняка понимали, что неприятности кроются вовсе не в отказе коммунальщиков ООО «ЖКХ Светлоозерское» выполнять свои функции по бесперебойному водоснабжению земляков. Хотя, возможно, могли те поступить таким образом. Например, окончательно разуверившись в том, что когда-нибудь с ними расплатятся потребители ресурса. И в надежде заставить тех не мытьём, что называется, так катаньем соблюдать требования существующего жилищного законодательства. Однако все в реальности имело куда более простое и в то же время очень тревожное основание. Коллектив предприятия подвела чрезмерно изношенная материальная база на большинстве водозаборов. Хотя везде давным-давно требовалось взяться не только за профилактический и текущий, но и капитальный ремонт всей сети водоснабжения. Но он откладывался из года в год как раз по причине отсутствия необходимых денежных средств, которые взять было неоткуда, кроме как в виде переводов с личных лицевых банковских счетов своих клиентов в бюджет ресурсоснабжающей организации.

Аварийные водозаборы

По информации, предоставленной директором ООО «ЖКХ Светлоозерское» Валерием Игнатовым, всего у них в сельском поселении имеется четыре водозаборные скважины. Половину из них пробили еще полвека назад, в эпоху расцвета развитого социализма, остальные появились не намного позже, еще до того, как настала эпоха частной собственности и приватизированного жилья. Минувшей зимой они еще худо-бедно справлялись с возложенными требованиями по подъему воды с глубины и доставке ее по адресам клиентов. Когда же разбор возрос в несколько раз, насосам стало не хватать запасов оскудевшего водоносного горизонта. Стал захватываться и песок, забивая собой все части трубопроводной системы. Лишь на одном водозаборе, что обеспечивал четыре десятка частных домовладений в так называемой подгорной части села, по улицам Лесной и Мира, водопровод работал как и прежде. Скорее всего, за счет того, что сам по себе находится ниже центра села и, будучи заклубленным больше других, питается более щедрым водоносным слоем. Это обстоятельство несколько разрядило тревожную обстановку, избавив от жажды и жителей центральных улиц села, готовых ходить сюда с ведрами, а то и ездить с флягами за живительным грузом. Но расстояние около пятисот метров для некоторых становилось непреодолимой преградой. В том числе для инвалидов и пожилых одиноких людей, которым тоже нужно было что-то пить, на чем-то готовить пищу и просто умываться, стирать и выполнять другие бытовые заботы, связанные с наведением чистоты.

Обращение в редакцию

Некоторые начали роптать. Но открыто на это решались далеко не все. Должники, прекрасно понимая свою вину в случившемся, предпочитали терпеть, вместо того чтобы пойти и рассчитаться за потребленную воду и тем самым пополнить кассу ООО «ЖКХ Светлоозерское», нуждавшуюся в средствах на оплату промывки хотя бы одного из трех засоренных водозаборов и трубопроводов, протянутых по селу. А вот добросовестные клиенты коммунального предприятия, всегда в срок и в полном объеме расплачивающиеся за потребленные ими услуги, начали добиваться восстановления былого бытового благополучия. Одна из них, Светлана Ермакова, обратилась за помощью в редакцию газеты «Моя Земля». По словам Светланы Владимировны, «летнее пересыхание кранов» вошло в неприятную традицию около четырех лет назад. Вот и у них в доме № 7 по улице Кандауровых теперь стало невозможно терпеть сложившееся положение, когда только глубокой ночью жильцам удается за томительные несколько часов набрать лишь небольшую ёмкость. Но чаще всего им тоже приходится мерить шагами с ведрами в руках полукилометровый путь под гору и обратно к действующей пока еще скважине. Как удалось узнать при расследовании фактов, предоставленных читательницей газеты, о необходимости бурения новой скважины или хотя бы промывке и ремонте уже существующих водозаборов не раз говорилось на сходах жителей сельского поселения. К сожалению, дальше слов и благих намерений проблема не сдвинулась ни на шаг к своему решению. Денег в бюджете ООО «ЖКХ «Светлоозерское» не прибавилось, зато долги продолжали расти как на дрожжах. Только и удалось к весне, путем долгой судебной тяжбы, заставить около десятка самых злостных должников погасить по исполнительным листам неуплату на общую сумму 89 тысяч рублей. Но этих денег не могло хватить даже на оплату электрической энергии, расходуемой двигателями насосного оборудования.

Помощь района

И все же редакция газеты «Моя Земля» не оставила в беде, без своей поддержки, читателей из Светлоозерского. Последовали запросы в Управление по ЖКХ Администрации Бийского района. Не обошлось и без обращения непосредственно к руководству муниципального образования. И это возымело действие. Глава Администрации Бийского района Евгений Якуба вошел в положение жителей села, с проблемами которых не могли справиться ни сельский муниципалитет, ни коммунальщики. По распоряжению Евгения Алексеевича из бюджета района были выделены средства на промывку водозабора. Журналистам удалось встретиться в Светлоозерском с самым опытным работником, занятым обслуживанием водозабора и трубопроводной сети. Им по праву считается Сергей Чечушков, за плечами которого почти два десятка лет, посвященных профессии, приобретенной после окончания учебного заведения, ныне входящего в систему Бийского государственного колледжа. Знания, опыт и добросовестность наряду с чувством высокой ответственности позволяют Сергею Геннадьевичу уверенно справляться со многими задачами. В том числе и требующими немало усилий для их успешного решения. Все же в этом сельском поселении кое в чем опередили своих коллег из других мест. Например, здесь экономят на содержании дежурных, которые в иных селах еще подкачивают воду из скважины в водонапорную башню. Здесь же это делает автоматика, оборудованная системой контроля уровня воды в башне.

Вода пошла

К сожалению, есть вещи, которые не под силу даже самому умелому человеку. Как и произошло этим летом в Светлоозерском с его коммунальным оборудованием, значительная часть которого износилась за десятилетия непрерывной эксплуатации и требует замены. Да и сама скважина, пробуренная на 40 метров, практически осушила прежний водоносный горизонт. Так что требуется новая. И ее желательно бурить на большую глубину. Однако на это требуется сумма, исчисляемая миллионом рублей. А где ее взять, если втрое превышают долги населения, привыкшего жить за чужой счет? Выходом на первое время и стала промывка одного из трех аварийных водозаборов, имеющихся в селе. Работу поручили коллективу ООО «Бурводстрой» из Первомайского. Как рассказывают очевидцы, главный инженер предприятия Евгений Гортунов сумел организовать дело так, чтобы как можно скорее дать людям возможность пользоваться водой без всяких ограничений. Но это оказалось не такой уж легкой задачей. Пригодилась и поддержка местных коммунальщиков. Прочищать же пришлось не только аварийный водозабор, но и всю водопроводную распределительную сеть. Дольше всего окончание работы ждать пришлось на переулке Полевом. Там пришлось даже отрезать отводящую трубу от магистральной, чтобы с помощью сжатого воздуха прочистить от наслоений песка, попавшего внутрь трубы вместе с водой. Всего на это было израсходовано чуть менее 72 тысяч рублей. И вот острота проблемы на какое-то время снята. По словам Петра Ямшанова, может быть, даже и на несколько лет. И все же кардинальный выход видится за бурением новой скважины. Пока же, к сожалению, средств на это изыскать не удается. И откуда взять? Если даже и после того, как дали воду в квартиры с приемлемым напором струи, нисколько не увеличилось число тех, кто пришел за нее платить. Наоборот, рост долга продолжился. Только за воду он составляет уже свыше 600 тысяч рублей. Это согласно показаниям счетчиков.

В ожидании взаимности

Тогда как на самом деле частичный «водопроводный коммунизм» в Светлоозерском продолжается. Действует по селу почти дюжина водоразборных колонок из тех трех с лишним десятков, что прежде давали возможность любому и каждому утолить жажду совершенно задаром. Теперь иные времена, и уже всякий обладатель водомера на своем подворье прекрасно понимает, чем рискует, обходя прибор учета стороной, когда натаскивает ведрами воду в баню или на полив огорода. Именно из-за таких привычек нельзя говорить об экономном использовании ресурса. Валерий Игнатов привел цифру, иллюстрирующую расходы его предприятия на подъем воды с сорокаметровой глубины и подачу по сельскому поселению. Что ни сутки, расходуется почти сто кубических метров. Можно было бы, наверное, сэкономить коммунальщикам, отключи они от системы и остальные водоразборные колонки. Только в их понимании пока целесообразность уступает такому понятию, как забота о других, совестливое отношение к односельчанам. Жаль только, что отсутствует обратная связь. И далеко не все, кто принимает заботу о себе коммунальщиков, отвечают на нее взаимностью, в виде добросовестной оплаты за потребленные услуги.

Федор БЫХАНОВ