25 апреля, 2024 02:37
Elementor Header #60189
25 апреля, 2024 02:37

Об ответственности за обращение с животными

Об ответственности за обращение с животнымиБезнадзорные животные зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. Например, известны случаи нападения на людей стай безнадзорных собак. В связи с этим мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных крайне важны для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, а также защиты населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных


Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными (установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными и пр.).

Решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (пп. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об организации органов государственной власти субъектов РФ)).

Согласно п. 3 ст. 7 Закона об ответственном обращении с животными органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на соответствующей территории (п. 14 ч. 1 ст. 14.1, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении)).

В соответствии с п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона об ответственном обращении с животными деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя деятельность по отлову животных без владельцев.

Следовательно, мероприятия по отлову безнадзорных животных не являются законодательно установленной обязанностью органов местного самоуправления, но они могут быть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления субъектом РФ (ст. ст. 19, 20 Закона о местном самоуправлении).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 107-ЗС «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее — органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания (далее — государственные полномочия).

Между тем, осуществление таких полномочий возможно лишь в случае получения финансирования в виде субвенций из бюджета Алтайского края для осуществления государственных полномочий. Так, в 2020 г. из бюджета Алтайского края Бийскому району выделена субвенция в размере 127 тыс. руб., средства которой пойдет на оплату услуг АНО «Общество защиты животных «Преданность» по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев.

Пунктами 2, 3 ст. 18 Закона об ответственном обращении с животными установлены требования, которые должны соблюдаться при отлове животных без владельцев. В частности:

— стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;

— животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;

— применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;

— осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность, и т.д.

Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления (в случае передачи им соответствующих полномочий) должны устанавливать порядок осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных, руководствуясь принципом гуманности и вышеуказанными нормами федерального законодательства.

При этом если соответствующие мероприятия будут организованы органами местного самоуправления по своей инициативе, в рамках осуществления прав, предоставленных Законом о местном самоуправлении, финансирование этих мероприятий должно осуществляться из местного бюджета (Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 302-ЭС16-2058 по делу N А19-2292/2015).

В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона об ответственном обращении с животными порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством РФ.

Федеральным законодательством не предусмотрены ограничения для каких-либо субъектов в сфере деятельности по отлову безнадзорных животных.

Следовательно, указанную деятельность вправе осуществлять как созданные органами государственной власти субъектов РФ в рамках соответствующих полномочий юридические лица (п. 3 ст. 26.11 Закона об организации органов государственной власти субъектов РФ), так и субъекты предпринимательства на основании заключаемых с соответствующими органами власти контрактов (ст. 54 Закона о местном самоуправлении, п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Данные положения нашли свое отражение в «Порядке осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев», утвержденном Постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 г. N 52.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об ответственном обращении с животными в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, создаются приюты для животных.

Согласно п. 6 указанной статьи в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.

На основании п. 7 ст. 16 Закона об ответственном обращении с животными владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:

— проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;

— осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

— осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев;

— содержать поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;

— возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;

— обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных животных без владельцев.

Постановлением Правительством Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 87 утверждены «Правила организации на территории Алтайского края деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них», согласно п.п. 2.1-2.2 которых приюты для животных размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Не допускается размещение приютов для животных в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий, а также в квартирах. Территория приюта для животных должна быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров. По периметру забора размещаются зеленые насаждения.

Этими же Правилами регламентированы требования к помещениям для содержания животных: зонирование территории приюта, обустройство помещений и пола, правила проведения уборки и кормления, нормы площади изолированных отсеков, клеток и будок в вольерах для собак и кошек и пр.

Предельное количество животных, содержащихся в приюте, определяется исходя из площади имеющихся зданий, строений, сооружений (п. 4.1 указанных Правил).

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается (п. 2 ст. 17 Закона об ответственном обращении с животными).

На основании п. 3 ст. 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечать за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

Жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности, недопустимо. В соответствии со ст. 245 УК РФ за жестокое обращение с животными предусмотрена уголовная ответственность. Необходимость создания гуманной системы обращения с бездомными животными отмечена и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016.

Помощник прокурора района Арапова О.В.

Loading

Свежие записи