В селе Малоенисейское Бийского района недавно открылся необычный музей льна. Под его крышей инициатор и создатель льняного музея Елена Козуб мечтает разместить настоящую швейную мастерскую, чтобы напоминать посетителям о достоинствах простой, но благородной ткани
Немного истории: лён и «Моя Земля»
Жизнь удивительная штука. Порой в ней пересекаются даже самые неожиданные параллели. Казалось бы, что общего может быть у районной газеты и льняного производства. А всё очень просто, здание, в котором сегодня располагается редакция районки, принадлежала в начале прошлого века братьям Бородиным – Аркадию и Николаю, Дмитриевичам. Предприимчивые братья – выходцы из мещан Вятской губернии учредили в Бийске свой торговый дом.
В 1908 году торговый дом «Братья Бородины» приобрел у бийского городского самоуправления земельный участок, на котором была построена и открыта в 1910 льноткацкая фабрика. Она была хорошо оборудована для своего времени: паровые двигатели мощностью 190 лошадиных сил приводили в движение 112 ткацких станков. Здесь изготавливались грубые льняные ткани, в основном для мешков, а также полотно и брезент. В 1912 году прибыль предприятия составила 16 тысяч рублей, что по тем временам было довольно большими деньгами. С начала Первой мировой войны производство ещё больше расширилось…
В 1918 году, в связи с известными событиями, фабрику национализировали, в июле 1918 с приходом белочехов возвратили прежним хозяевам, а в 1920, с приходом Советской власти, национализировали окончательно. Судьба братьев сложилась по-разному: Аркадий с семьей эмигрировал в Японию, Николай остался в Бийске, в 1920 был арестован и расстрелян.
Лён можно носить и летом, и зимой
В музее льна, где журналисты «Моей Земли» побывали на днях, представлена практически вся продукция, которая производится изо льна. Лён ассоциируется прежде всего с ткацким производством, однако, это лишь одна из областей его применения. Сегодня в качестве сырья сам лён, изделия изо льна широко используются и в хлебопечении, и в медицине, и во многих других отраслях. Интересно, что у нас в России, лён считался стратегическим сырьём, из него шили одежду для космонавтов.
«Сейчас, кроме отшива изделий из льняной ткани, мы ещё начали делать мыло ручной работы с добавкой льняного масла. – Рассказывает Елена Козуб. – Планируем закупить печь и выпекать льняной хлеб, делаем льняные вехотки…»
Спрашиваем её: «Почему именно лён?»
«Надоело всё искусственное, неприятно, когда все вещи к телу прилипают, кожа не дышит… А началось всё так: более трёх лет назад захотела себе льняное платье. Купила ткань, сшила. Так понравилось, что больше не захотела носить что-то другое. Сейчас полностью перешла на всё льняное: дома постельное бельё, шторы, всё, что можно поменяла на лён. И не жалею. Честно говоря, лучшей ткани я не знаю. У многих людей срабатывает инерционность мышления: думают, что лён это что-то древнее, старое, неинтересное. Но – кто померит, снимать уже не хотят».
Увлечённо рассказала нам Елена Евгеньевна и о многих других свойствах льняной ткани. Допустим, что льняные вещи не линяют, с годами только светлее становятся. А ткань прочная, сноса ей нет.
Елена показывает нам рушник и скатерть, которой более 100 лет. Если сейчас в футболке год отходил, она вся вылиняла, потеряла и цвет, и форму… А здесь 100 лет – и вещи как новые. Представляете какое качество!
Показывает и платье, в котором 4 раза выходили замуж. Платье это из поколения в поколение в одной семье передавалось по наследству. Сейчас его отдали Елене, и оно нашло своё место в музее.
«Посмотрите, какая вышивка! – Делится с нами Елена Козуб. – Это конечно потрясающие вещи, я очень рада что они есть в моей коллекции!»
Здесь же находятся вещи, отшитые Еленой Евгеньевной и её помощниками.
«Распространённая ошибка. – Продолжает рассказ наш экскурсовод. – Считается, что одежда из льна – летняя. Ничего подобного, лён я ношу до глубокой осени. Очень удобно, даже с высокими кожаными сапогами, и с курткой-«косухой» смотрится просто потрясающе. Интересное свойство льна, летом льняная одежда тело охлаждает на 3-4 градуса, а зимой наоборот согревает. Мы в Сибири привыкли, что нам надо что-то вязанное, тёплое. Но два года у меня в гардеробе нет ни одного свитера, вполне хватает льняной рубашки…»
Цитадель мастеров
Сейчас, Елена, шьёт одежду и другие изделия из льна – в подарок, на заказ. Ткань для отшивки заказывает на льнокомбинате: «В России сейчас стало мало льнокомбинатов, бийский не производит ничего, только выращивают лён. Поэтому ткань заказываю с Поволжья и на Оршанском льнокомбинате, это Белоруссия. Стоимость её доходит до 1500 рублей за метр».
Однако со временем у Елены есть мечта – восстановить всю производственную цепочку: «Совместно с Анной Белецкой – женщиной-кузнецом из Белокурихи мы создаем две площадки цитадели мастеров. Одна будет в Белокурихе, вторая в Малоенисейском. На этих площадках люди творческие будут проводить мастер-классы. Талантливых людей очень много, которые хотят проявить себя. Но для этого у них соответствующей площадки нет. Каждый сидит дома, сам по себе колупается, а здесь они будут приезжать, во-первых, просто «на других» посмотреть, во-вторых – люди сами смогут проводить свои мастер-классы. Думаю, многим будет интересно».
Сама Елена – инженер и юрист по образованию, не так давно работала в администрации района, в администрации села. Но хотелось чего-то более творческого. Решила попробовать, и сегодня абсолютно не жалеет. Как она говорит, на площадке цитадели мастеров в Малоенисейском основное будет лён. Елена окончательно влюбилась в этот материал, и испытывает потребность рассказать людям о том, что одна семечка и накормить, и одеть, и вылечить может.
«То есть, — говорит она, — На базе музея, будет полностью восстановлен весь процесс. От посадки до готовых изделий из льна. Дома я выращиваю лён, но это небольшое количество. А на следующий год планирую посадить лён здесь, рядом с музеем. Мы будем его собирать, трепать, замачивать, как положено. Получать из него волокно, делить нить. Всё для этого у нас есть – прялки, станок. Здесь будем получать ткань, окрашивать её (к слову, окраску натуральными красителями – крапивой и корой дуба – Елена уже сама опробовала). Будем шить вещи…»
А осенью ожидается показ мод
Всё оборудование, кроме ткацкого станка, в музее сегодня в рабочем состоянии. Однако и его вскоре Елена рассчитывает запустить. У неё уже есть консультант – женщина, которая восстановит станок полностью. Заправит нитченки, всё установит и покажет, как станок работает.
«Обязательно будем проводить в музее мастер-классы в том числе и по ткачеству. – делится Елена своими планами. – Первое, что мы будем пробовать делать – это пояса, которые пойдут к нашей коллекции. Сейчас я ещё небольшую коллекцию детской одежды отшиваю. А осенью планируем провести в музее показ мод, где будут представлены вещи из нашей осенней коллекции».