Конституционный суд России допустил изъятие у должников единственного жилья, правда с оговоркой, если его признают роскошным. До этого при банкротстве у человека не могли забрать единственное жилье, даже если речь шла о дорогой недвижимости. Юристы уверены, что это изменит процедуру банкротств, которая каждый год становится все более популярной.
Так же впервые в российской судебной практике кредиторы добились выселения признанного банкротом гражданина из единственной принадлежащей ему квартиры. Без крыши над головой задолжавший житель Екатеринбурга не остался, но его обязали переехать в квартиру в пять раз меньше по площади. Выселять должников из единственного жилья в апреле разрешил Конституционный суд России.
Как пишут СМИ со ссылкой на уральские суды, екатеринбуржец был признан банкротом еще в 2018 году за долги в более чем 20 млн рублей. Тогда должник попросил суд оставить ему элитную двухуровневую пятикомнатную квартиру в Екатеринбурге площадью 147,3 квадратного метра, которая числилась как его единственное жилье.
Запрет на изъятие единственного жилья у граждан-должников не может быть безусловным, следует из постановления Конституционного суда по делу о проверке конституционности положений абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 21325 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Документ допускает, что при ряде условий может быть произведено изъятие единственного жилья у банкротов из числа физических лиц. Взамен должнику должно быть предоставлено другое жилье — более скромное. Разница от продажи жилья и трат на приобретение более скромного пойдет на погашение задолженности перед кредиторами.
Снятие защиты с единственного жилья, как говорится в постановлении, также возможно, если суды установят, что оно было приобретено со злоупотреблениями.