Бензин. Проблемы как есть

228

В начале 2018 года темпы роста цен на бензин и дизельное топливо приблизились к 2% в неделю. По данным Росстата, с января по конец мая розничные цены на моторное топливо в среднем по стране выросли на 7–8%. Почему растут цены, чем это грозит и поможет ли снижение акцизов


С начала года цены на бензин выросли на 4,7%, на дизтопливо — на 9%.

Дорожает нефть

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в качестве причины повышения цен на бензин в России назвал рост цен на нефть на внешних рынках. По его мнению, за счет этого производство бензина в стране становится относительно невыгодным, при этом дефицит топлива в России не наблюдается. Он отметил, что топливо в России дешевле по сравнению с мировыми ценами на бензин.

Как следствие — производителям выгоднее продавать топливо и нефтепродукты не российским потребителям, а за границу.

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, внутренний рынок насыщается, когда внутренние цены выше экспортных на несколько тысяч рублей, и тогда цены на автобензин не растут. Сейчас же производители, увеличивая свой доход, увеличивают поставки любых видов топлива на экспорт.

Повысились акцизы

В Центробанке считают причиной роста цен на бензин повышение акцизов с 1 января 2018 года. Но почему последствия сказываются до сих пор?

Глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев отметил, что повышение цен носит догоняющий характер.

«По бензину мы наблюдаем плавный медленный рост в течение длительного периода, который отставал от роста цен производителей, когда росли цены на нефть», — сказал он.

Чем это опасно?

Ранее Алтайский топливный союз (АТС) обратился с открытым письмом в правительство страны. Как заявил президент АТС Юрий Матвейко, если такая ситуация продолжится, то независимые сети АЗС, доля которых сейчас составляет около 60%, могут исчезнуть, и без работы останутся сотни тысяч человек.

В российских регионах уже идут протесты в связи с резким увеличением цен на бензин.

Глава Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев заявил, что участники транспортного рынка поставлены на грань выживания.

«С января предприятия работают практически в убыток. Мы начинаем проедать основные средства, скоро техника потребует ремонта, замены резины, а денег на это не будет», — отметил он.

Кроме того, подорожание бензина влияет на цены на все остальное, так как транспортные расходы заложены в себестоимость большинства товаров.

Каких мер ждут?

Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что нужно сформировать как можно большее предложений на рынке, чтобы сдерживать цены на бензин.

«Грубо говоря, нужно «залить» биржу бензином и дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита», — сказал глава ФАС.

В Российском топливном союзе предлагают «вернуть» нефтекомпании на внутренний рынок. Для этого необходимо повысить экспортные пошлины, снизить акцизы, а рубль привязать к нефтяным ценам. При этом Евгений Аркуша признал, что такие меры будет сложно реализовать, поэтому самым вероятным решением проблемы должно стать жесткое административное давление на нефтяные компании для насыщения рынка внутреннего топлива и наращивания объема продаж на бирже.

Снизились акцизы — упадут ли цены?

Нет. Ранее сообщалось, что с 1 июня правительство РФ снижает акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тысячи и 2 тысячи рублей за тонну соответственно. Также принято решение не повышать акцизы с 1 июля, как планировалось.

Цены на бензин и дизельное топливо в России, по словам Козака, будут не снижаться, а лишь зафиксируются на нынешнем уровне, который сложился на 30 мая. Об этом представители правительства 31 мая договорились с нефтяными компаниями, пишет РБК. «Сбить» их уже не получится, говорит Козак.

Кстати в Алтайском крае цены на бензин до сих пор остаются одними из самых низких в Сибири.